Ольга Белл

10 000 часов/ Бруклинская инди-певица исследует корни на своем русскоязычном альбоме Krai

10 000/ Белл покинула Россию в возрасте семи лет: вместе с матерью переехала сначала на Аляску, затем в Нью-Йорк. Все это время она осваивала фортепьяно, однако в итоге угодила на бруклинскую инди-сцену, где стала участницей ансамблей Dirty Projectors и Chairlift, а также обзавелась совместным с Томом Веком танцевальным проектом Nothankyou.

port_Olga3_300_

 Krai – ее вторая полноформатная сольная запись и первая, серьезно исследующая ее корни: девять авангардных композиций, в которых минималистичная электроника и вокальные эксперименты смешались с авант-поповым инструментарием, проговыми гармониями и битами в духе Тимбаленда, но в основе диска – русские народные песни и мелодии: от трагичных протяжных баллад до частушек. «Я считаю Krai классической вещью, – говорит сама Ольга. – У меня классическое музыкальное образование, я всегда с особым удовольствием исполняла музыку великих русских композиторов: Стравинского, Шостаковича, Рахманинова. В Krai полностью прописаны все партитуры, каждая для конкретного инструмента, каждая была разучена приглашенными музыкантами, хорошими музыкантами, и записана в студии на первоклассном оборудовании. То, как мы записывали и сводили этот альбом, было похоже на работу над классической пластинкой».
Вначале, как водится, было слово. «Я люблю отталкиваться от какой-то концепции или даже просто названия. Мне очень нравится русское слово ” край“, у него столько значений: это и привязка к местности, и граница, и предел. Это великолепное короткое слово с множеством емких значений, – объясняет Ольга. – Однажды я загуглила его, и первое что всплыло – карта России с указанными на ней краями, и мне захотелось исследовать каждое из этих мест».
Ольга была в Хабаровске, оттуда она с матерью улетела в Америку, а также в Красноярске – месте, где выросла ее мама, но все же большая часть Krai написана под влиянием впечатлений, почерпнутых в интернете. «Я решила, что изучу ландшафты и природу этих мест, их культуру, историю и нынешнее состояние. Помогли мне в этом моя мама, которая работала на российском радио, и ее друзья, которые присылали мне полевые записи из русских деревень, – говорит Ольга. – Я попыталась наполнить свою музыку как можно большим количеством элементов, почерпнутых из этих записей».
Альбом, посвященный Родине, оказался для Ольги еще и объединяющим проектом, важным с личной точки зрения. Над Krai Ольга очень близко работала вместе со своей матерью. «В первую очередь она помогла мне больше узнать о каждом из регионов. Работали мы следующим образом: я звоню ей и говорю, что на этой неделе собираюсь писать композицию о Забайкальском крае, к примеру. Я нашла место на карте, прочитала о нем в ” Википедии“, навела справки по всему интернету, на ”Ютьюбе“ нашла видеоклипы и какую-то местную музыку. Моя мама из тех людей, которые знают немного, в принципе, обо всех уголках России и бывшего Советского Союза; она направляла меня и помогала начинать работу над каждой из композиций, помещала меня в контекст, так сказать, – говорит Ольга. – Но она также помогла создать очень красивые и традиционно звучащие старомодные тексты для этого альбома. Некоторые из текстов, например Perm Krai, являются народными – это старая казачья баллада, посвященная атаману Ермаку Тимофеевичу, жившему в XVI веке». Но народные рифмы составляют только половину пластинки, в другой половине сначала рождалась музыка, которую Ольга Белл проигрывала своей матери, а та уже писала под нее стихи. «Она написала текст ко второй композиции альбома Altai Krai – очень красивую импрессионистскую поэму о великолепии этого места, о горах, орлах и чайках. Ей удалось выразить красоту этого региона в своих стихах, которые здорово легли на музыку. Слышала ли мама готовый альбом? Да, разумеется, я ставила ей, и она очень гордится тем, что получилось», – говорит Ольга.
Но не кажется ли Ольге странным то, что в самой России практически никто не производит музыки, подобной той, что звучит на альбоме Krai? «Я даже не знаю, с чего начать слушать современную российскую музыку, не имею ни малейшего о ней представления. Я даже не представляю, каково это быть молодым человеком в России, я все же обитаю в немного другом культурном контексте, так что, наверное, это логично, что мой альбом не похож ни на что из того, что выходит в России, – говорит она. – Но я очень горжусь тем, что мне удалось создать произведение, в котором переплелось все, что оказало на меня наибольшее влияние: с семи лет я обучалась классической музыке, я всегда любила русскую народную музыку, а сейчас больше увлекаюсь электронной, обитаю в мире инди-попа. Krai объединяет все мои корни, включая и то место, откуда я родом». — АЛЕКСЕЙ АЛЕЕВ С творчеством Ольги можно познакомиться на ее сайте bellinspace.tumblr.com; альбом Krai представлен в iTunes Store