Планы на исландское кино

Что смотреть / Port рассказывает о пяти примечательных исландских фильмах.

Что смотреть / На этой неделе в прокат вышел исландский триллер «Ледник». Много ли вам известно о кино Исландии? Если, как и большинство людей на свете, вы не знаете о нем практически ничего, Port рассказывает о пяти примечательных исландских фильмах, с которых можно начать знакомство.

«Ной — белая ворона»

«Ледник». Рейнир Лингдаль, 2013 (в прокате с 9 августа)
Если уж бояться по-настоящему, то вдвоем, посреди ледяной пустыни, без связи с цивилизацией, как герои «Ледника», за которыми из-под вековых ледников следит что-то ужасное, явно пожравшее их предшественников и подбирающееся к ним самим. Как и почему эти люди вообще там оказались, не так уж важно. Более загадочный вопрос — каким образом фильм «Ледник», про который даже на английском языке никто ничего не удосужился написать, добрался до российских экранов. И похож ли он, например, на «30 дней ночи», где покрытой теменью Аляске приходилось выдержать атаку нечисти посреди вечного мороза, или на «Спуск», в котором несколько подруг в спортивном порыве забираются в скалу, кишащую инопланетными тварями.

«Скоро вернусь». Сольвейг Анспак, 2008
Абсурдистская комедия, снятая с истинно северной теплотой. Анна, средних лет поэтесса из Рейкъявика, в свободное от стихов время промышляющая продажей травки, решает круто изменить свою жизнь: продать телефон, на который приходят звонки от клиентов, и уехать с двумя сыновьями, прижитыми от заезжего пилота. Она вешает на дверь записку, вынесенную в заглавие фильма, но цель оказывается не такой уж и просто достижимой. А тут еще из Сорбонны приезжает французик-студент, исследователь творчества… Моментами гомерически смешная, моментами невероятно трогательная картина, благодаря грамотно попавшей в кадр исландской природе идеально сочетается с ключевой составляющей в фабуле. Стоит отметить также звездное камео одного исландского гуся, сыгравшего самого себя.

«Африка Юнайтед». Олаф де Флер Йоханнессон, 2005
Исландский спортивный кинофильм — звучит? Звучит. Другое, так сказать, исландское кино: ни тебе Локи, ни меланхолических видовых вставок, ни самой завалящей Эдды — одни лишь хохочущие гастарбайтеры и эмигранты в роли кудесников кожаной сферы. Итак, Исландия, наши дни, четвертый дивизион национального футбольного первенства. Темнокожие механики и продавцы-консультанты проигрывают матч за матчем всем подряд, а потом, как говорится — внезапно — берут и играют с кем-то вничью. Слезы, момент истины, катарсис, при том достигаемые самым неожиданным для исландского кинематографа образом. Счастье есть, его не может не быть.

«Ной — белая ворона». Дагур Кари, 2003
Чтобы действительно понять все про то, каково нормальному человеку в Исландии, смотреть надо «Ноя — белую ворону», где доходчиво объясняется главное: вырваться из Исландии невозможно, а жить там — это страшная тоска. Развлечения, доступные молодому человеку в исландской деревне — стрельба по ледникам из винтовки, чтение книг в глухом подвале да гадание у местного автослесаря-предсказателя, влюбиться — и то проблема. Каждая попытка бунта тонет в бескрайних сугробах. Даже если дойдешь до ручки и решишься ограбить антикварный магазин, к тебе просто подойдут, отберут ружье и по-соседски дадут тумака.

«Море». Бальтасар Кормакур, 2002
Бальтасар Кормакур — едва ли не единственный всемирно известный исландский режиссер, у которого снимаются Форест Уитаккер, Марк Уолберг и Джереми Реннер. Возможно, это связано именно с стем, что тему Исландии он закрыл в начале карьеры, сняв, среди прочего, «Море» — хронику развала одного большого семейного бизнеса. Упертый старик, возглавляющий рыболовную компанию, пытается всучить промысел детям, которые хотят одного — его самого вытащить с исландского побережья и самим в родную глушь никогда не возвращаться. Присутствует несколько замечательных сцен того, как сурово исландцы улаживают конфликты: например, поднимают краном автомобиль с оппонентом, кидают его в воду, а вся деревня на берегу стоит и смеется.