Александра Бортич

Всего за год вчерашняя школьница Александра Бортич оказалась в трех главных ролях: в конце ноября в прокат вышел «Как меня зовут», собирающий призы на международных кинофестивалях; а будущей весной с интервалом в пару недель все экраны страны займут «Духless 2» и «Неуловимые». Пока не началось, мы пригласили Александру отправиться в город ее детства и летних каникул – Гродно, где она, возможно, в последний раз побывала так, что ее не узнает каждый прохожий.

«Новая страница моей жизни, наполненная любовью, счастьем, радостью, началась 25 марта 2014 года – с выражением, словно со школьной сцены, выдает Саша и уже спокойно продолжает: – Нет, я серьезно! Красивое у меня кольцо? Мне тоже нравится, только ношу пока на большом пальце – велико немножко, еще не уменьшила. Жениха, также актера Илью Маланина, встретила на съемочной площадке приключенческого боевика «Неуловимые» – большой проект, молодые артисты. Плюс «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, «Духless 2» и «Про любовь» – прорыв, карьера, любовь навек, а два года назад ходила в любительскую студию и не поступила в театральный.

«Это любовь. У меня есть друг Игорь, в Гродно как раз, и когда я говорю про любовь свою, он такой: «Вот когда вы двадцать лет будете вместе…» Настолько он скептик. Я говорю: «Давай через пять?» Он: «Пусть двадцать пройдет, тогда и будете мне про любовь рассказывать». Ну ладно, пусть пройдет двадцать, потому что я знаю, я вижу… Я никогда в жизни не хотела замуж и тем более детей. А сейчас я очень хочу детей, и меня останавливает только отсутствие жилья и какого-то капитала. Я не могу даже это волшебство объяснить. Но и друзей моих понять можно: когда ребята со мной познакомились, я была такая: кеды, толстовки, Pantera, Metallica, AC/DC, Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, весь металл тоже, хард-рок, скейт – все мое. А теперь я приехала и: «Круто-круто-круто, вот любовь, такая другая, все так по-новому!»

Под мостом расположился скейт-парк. Шерстяное пальто без рукавов, туфли из лакированной кожи – все Dior

Старозамковой улицы. На заднем фоне старый, соответственно, замок. Вязаное шерстяное пальто, HERMÈS

Мы встречаемся в кофейне на «Октябрьском поле»; скейта при Саше нет, желтая кофта пацанской не выглядит, зато с порога она заявляет, что устала за день встреч фильтровать мат, и врезается в знакомого, которого не видела три года. Он как раз похож на скейтера и удивлен в Саше всем: и актерской карьерой, и сообщением про матримониальные планы. Кажется, она сама понимает, что превращение пацанки в худи с надписью AC/DC в расположенную к вечной любви и семейным ценностям невесту-звезду вызывает вопросы.

«Смотри, сейчас расскажу, как это все случилось. Буду есть салат и рассказывать. Приехала в прошлом году из Крыма, где снималась у Нигины в «Как меня зовут»… Перед съемками я очень долго работала официанткой в классном месте, может, ты знаешь, было такое «Сквот-кафе»? Гениальное было место: отличные повара, отличная еда за вменяемые деньги, 200 шотов в коктейльной карте и клевые ребята в команде, ну и контингент был достаточно молодой и разгильдяйский. И сама тогда еще была – Motorhead, Iron Maiden, шутила напропалую.

Был такой грубый очень юмор, панибратский, но это прокатывало. Некоторые спрашивали: «Ты че, типа вот так вот веселишь за чаевые?» А я, блин, считаю, что официант это не «подай-принеси». Особенно если пришла большая компания, если они пришли расслабляться, то официант должен быть чуть ли не тамадой для них. Такой типа крутой человек, твой друг на вечер, грубо говоря».

На берегу реки, у местного замка

Приходится попросить отмотать еще немного назад. В «Как меня зовут», фильме, который в этом году получил на «Кинотавре» диплом жюри «За легкое дыхание и художественную целостность», Александра сыграла девочку Сашу – маленькую оторву без тормозов, зато с глубоко спрятанным ранимым нутром. Нигина долго придумывала, где бы использовать кипучую энергию непрофессиональной актрисы. Фильм выстрелит, девчонку заметят, но это случится уже в 2014-м, а годом ранее после съемок ничего еще не было понятно.

«Я еще когда только прошла пробы на роль в «Как меня зовут», заявилась на работу в пятницу в ночь: «Ребята, прикиньте, я в кино снимаюсь», и все такие: «Ууу!». Потом ”Сквот“ закрылся прошлым летом, репетиции, съемки в Крыму, было отлично, но закончилось. Съездила домой, в Белоруссию, потусила, месяц ничего не делала, и такая: блин, у меня нет денег; и пошла работать официанткой опять. Ничего не делать нельзя было, а я же нигде не училась, так что пошла работать в рок-бары всякие.

Такой шлак начался. Знаешь Crazy Daisy с телками полураздетыми – как бы не стриптиз, но в таком духе. Я устроилась в бар, который открыл владелец Crazy Daisy, не такой жесткий, но я там одну ночь отработала, услышала: «Чем тебя угощать, проще шлюху купить», и призадумалась. Было довольно ужасно, на самом деле, реальный кризис».

Из кризиса вывели хорошие люди. Кастинг-директор фильма «Как меня зовут» Елена Нестерова предложила подруге Анне Адамовой взять молодую артистку под опеку; так у Саши появился агент. Зимой она прошла пробы на роль в 12-серийном фильме Первого канала «Выстрел» про биатлонистов, а за сериалом последовало утверждение на главную женскую роль в «Неуловимых». Жизнь налаживалась.«Я когда на пробы «Неуловимых» пришла, мне говорят: «Давай сделаем сцену на ходу», дают текст, читаю, а там: «Дай мне работу!» – «Ты должна мне новое лобовое стекло!» – «Я хочу работу!» Ну я и говорю им: «Ребят, вы че, это же «Домино»!» И они такие: «Молодец, прошла проверку».

Ну это все моя дерзота, могу быть резкой, это часто срабатывает, помогает. Как ни крути, это моя тема, мой образ – дерзкая девчонка, внутри раненая. Могла бы сыграть Домино Харви или Матильду из «Леона», один из любимых фильмов. У нас были читки весь май, я снималась в «Неуловимых», заканчивала «Выстрел», потом в конце июня опять не поступила в театральный – из-за съемок пропустила последнее прослушивание во МХАТе. И через два дня мне позвонили с «Духless’а», чтобы сообщить, что я утверждена. Говорю себе: «Ну и пусть». В смысле, про театральный. Вот сколько в этом году студентов закончили театральные – и где они все? Кому-то везет, как курсу Гаркалина, который приметил Панков и поставил с ними в Гоголь-центре спектакль «Машина» – мне сегодня Илюха, он там играет, написал, что «Машину» номинировали на «Золотую маску».

Неплохо? Но театров и хороших постановок на всех выпускников не хватает. У меня 5 марта выходит «Духless 2», а 26 марта – «Неуловимые», которые будут просто везде, каждый на 1500 экранов. А если я бы поступила сейчас, то это на два года сказать кино «пока». Да, есть Серебренников, есть «брусникинцы». Я не говорю, что я настолько талантливая, что мне не надо учиться. Я вообще не говорю, что я талантливая.

Блин, я не знаю, я сама ничего не знаю, очень хочется поступить, но боюсь, что поступлю и мне скажут: «Нет, ты не будешь сниматься». И сколько я пропущу? В какой-то момент осенью одновременно снималась в «Неуловимых», в «Духless» и еще у Меликян в «Про любовь». Было так, что ночная смена, которая должна была закончиться в пять, заканчивалась в семь, то есть 14-часовая получается. И сразу же в семь меня забирала тачка, везла на «Духless», и я там целый день бегала по Арбату. Когда команда зашибись, могу 30 часов отпахать, а потом поехать еще обсуждать следующие съемки. Как от такого отказаться?»

В первый раз в театральный Саша пыталась поступить сразу после школы в 2012 году – не срослось; в 2013-м вмешалось кино. Теперь оно же стоит на пути, и одно дело не поступить после школьной скамьи, другое – решиться и доказывать, что можешь начинать с азов, уже чего-то добившись.

«Когда после школы два года назад поступала в театральный, суперстаралась, думала про театр, но про кино не могла даже представить, что раз – и я киноактриса.

В интерьерах отеля Kronon Park. Платье из кружева, ESTER ABNER


На месте временного пребывания – в гостинице Kronon Park Hotel. Туфли из лакированной кожи, DIOR

Ну, типа, может быть, когда-нибудь, бла-бла-бла, в мечтах. Когда не поступила, пошла в педагогический, проучилась там два месяца и сбежала – невозможно, вообще не мое. Собиралась поступать в прошлом году, а попала в кино к Нигине. И тут – бам-бам-бам, полтора года – «Как меня зовут», «Духless 2», «Про любовь», «Неуловимые». Мне на самом деле немножко страшно. Не в том смысле, что я боюсь, что все это закончится. Тоже было бы неприятно, но тут другое.У меня в первый раз случился всплеск известности после съемок той сцены, в которой я голая проехалась на лошади по центру Москвы. Пошла волна обсуждения, все белорусские газеты написали про меня, ведь я ж из Белоруссии, так или иначе.

Сложно, когда тебя еще даже на экране не показывали, читать, как люди пишут, какое ты говно. Да и сам факт: фильм еще не вышел, нет ни одной работы, которую можно было бы взять и посмотреть, а меня уже «знают». Даже не представляю, что будет, когда выйдет тот же «Духless 2». Вот чего-то такого побаиваюсь… Я же даже не стремлюсь к славе, мне бы хотелось быть популярной актрисой, чтобы меня снимали, чтобы мне было из чего выбрать, чтобы быть востребованной, а не чтобы про себя читать. Ой, знаешь, что я тебе сейчас покажу?»

Словно сама не переставая удивляться переменам в жизни и в себе, Саша в качестве наглядной иллюстрации показывает в телефоне снимки и видеоролики, удаленные из соцсетей и с Youtube.

Александра гуляет по городскому центру. Самый центр, как полагается, – это площадь Ленина

«Я не затыкалась, в любой момент могла выдать любую фигню, была такая бешеная… Ну долбанутая, короче. Есть у нас тусовка в Москве, CSBR называется – Crab-Stoned But Rocking. Стоунер-рок, скейтеры, все дела, в Москве не так много этих групп, все друг друга знают. И есть этот CSBR, который Коля Снежко собрал, назвал, организовывает концерты в захолустных барах и потом выкладывает видеоотчеты. Я как-то смотрела эти отчеты и говорю: «Черт, Колян, это никуда не годится, надо че-нибудь придумать». И мы придумали, что должна быть какая-то обалденная телка, которая будет тусить, задавать чувакам какие-то вопросы, бла-бла-бла, и будет королевой угара. Вот я и была королевой угара. Сейчас уже, когда поняла, что меня чекают со всех сторон, позвонила ему: «Коля, удаляй с ютуба, удаляй отовсюду, прости».

Он удалил, но у меня все осталось. Вот, чтобы ты понимал, о чем я говорю.Ну вот, начинала с королевы угара, была на концерте Iron Maiden, на концерте Whitesnake, на концерте солиста Led Zeppelin. И при этом вообще не пила, на самом деле, до 18 лет. Но я так угорала, что ребята, когда узнавали, что я не пью, все такие: «Да ладно!» Все думали, что я под чем-то, по-любому, потому что какая-то бешеная абсолютно телка, все время кричащая. Так вот было: бандана, типа я телка-Аксель Роуз. Я прямо не могу… Эти вот все концерты, где я трясла башкой. Сейчас вижу это и слышу – мне прямо дурно, серьезно. Это же вот, представляешь, это я».

Кажется, Нигина отдала роль в своем фильме именно этой Саше. И эта же Саша нашла друзей в Гродно. Казалось бы, бывают просто места, куда отправляют на три летних месяца, но Саша выстраивает вокруг Гродно и историю своего детства, и собственную идентичность. «Я там жила у бабушки только с трех до шести, а в школу уже здесь пошла, но я всегда была такая, даже маленькая. Деталей не помню, помню, что жила у бабушки, ходила в детский садик. А потом раз – и мы живем в Москве у родственников. Помню, как приезжала к бабушке на все лето и как это было для меня мучительно, потому что до какого-то момента друзей не было, так скучно, сестра не хотела со мной гулять. Потом в какое-то лето я нашла себе там друзей, уже под самый конец каникул. Я уехала и готова была вернуться в следующем году на все лето, потому что у меня там теперь были друзья, а меня мама оставила в Москве. Это уже лет в 14.

А, я ж еще полная была: в 14 лет я весила 70 килограммов, потом похудела на 25. Типа страдала по какому-то мальчику и, в общем, отрастила волосы, похудела. Возраст такой – помню, как я голодала намеренно. И мои друзья в Гродно все катаются на скейтах, там недавно открыли скейт-парк. Вообще я не была в Гродно долго, год или около того, и поняла, что, блин, у меня осталось несколько друзей, и они все здесь, в Гродно. Ну и там невозможно, конечно, красиво, там Европа повсюду. Там же рядом Польша, там есть эти маленькие улочки, там чисто везде, там круто. Просто мне там очень легко дышать. Там чудесно, прекрасно, может быть, там нет таких мест, по которым я могу ностальгировать, которые для меня что-то значат – сам город для меня, наверное, сплошная ностальгия. Я не могу сказать, что это город, куда я приезжаю к родственникам и сразу уезжаю. Да, я не могу сказать, что я бы стала там жить, но мне там невероятно хорошо. Я бы приезжала почаще».

Областной шахматно-шашечный спортивный клуб

Под мостом через реку Неман

Тренировочное поле спортбазы «Неман»

Домишко, стоящий не слишком далеко от центральных магистралей Гродно

В кругу друзей в заведении, известном как «Куба»


И как только возникает соблазн уверовать в новый, дивный, не ведающих конфликтов мир, Саша вновь переключается и вспоминает случай, который объясняет многое и про близость Гродно к Москве, и про труд тех, кто снимает кино, и про отношения актера со зрителем.

«Пошли мы с друзьями, с Ксюшей и Лехой, в кино на «Ярость». А там такой, прикинь, кинотеатр, где можно заказать что-то вплоть до выпивки, между сиденьями стоят столики маленькие. И вот редко, но бывает такое кино, что не оторваться, а тут пришли две бабы – и понеслась, вообще не замолкают. И я уже Ксюше сказала, Леше сказала, они такие: «Спокойно». Знают, что я могу завестись. А те не замолкают, и я, не поворачиваясь, просто громко сказала: «Ну почему бы им не заткнуться?». Через пять минут: «Девушки, пожалуйста, можно потише?». Короче, на пять минут они стали говорить «тише», но, конечно, вновь разошлись и до самого финала не затыкались.

И потом мы сталкиваемся с ними перед туалетом, не удержалась, спрашиваю: «Почему у вас рот не закрывается ни на секунду?». И представляешь, что она отвечает? Она говорит: «Потому что я хочу обсудить это именно СЕЙЧАС». Надо же! Я еще это на личный счет принимаю, потому что 500 человек работали год, сделали такой крутой фильм, чтобы две курицы пришли и обсудили это СЕЙЧАС. В общем, смешно, а Леша потом всем рассказывал, что я устроила скандал. Но я считаю, что справедливо». В этот момент и в этой точке сходятся пацанка и девочка, которая утверждает, что любовь и спокойствие теперь ей милее угара. Что, впрочем, не отменяет ни пристрастий, ни навыков выживания, ни резких спецрежимов, которые равно легко включаются что в Москве, что в Гродно.

Сейчас, пока первый из фильмов только выходит в прокат, всенародная слава еще только подбирается, но мир уже резко становится больше: до попадания в кино Саша не выбиралась дальше Гродно, находящегося в 15 километрах от границы с Польшей; теперь ее биография обогатилась съемками в Таиланде и поездкой на кинофестиваль в Сан-Себастьян, куда отобрали все тот же «Как меня зовут». После этого фестиваль в Варшаве уже воспринимается попроще – все-таки соседи.

«Мы в Сан-Себастьяне с Нигиной пришли на фуршет, все пьют вино и вдруг: «О, Боже, там Вигго Мортенсен! Вигго Мортенсен!» Я такая: «Погоди, кто это?» И Сережа Корнихин, продюсер, говорит мне: «Это Арагорн». Я сразу к нему рванула, только Сережа вслед кричит: «Ему не вздумай сказать, что он Арагорн!». Подошла, помялась и в атаку: «Вот, я тут с фильмом тоже». Поболтали немножко, оказалось, что у него как раз показ будет, и Вигго хватает режиссера, такого прилизанного парня: «Дай им три билета». Тот: «Не, че за фигня! У меня друзья должны пойти по этим билетам». А Вигго: «Фак, дай им билеты». И к нам поворачивается: «Если вы не придете, я найду вас и убью». Я через десять минут после начала показа уснула, потом мы с ребятами сбежали по-тихому и узнали, что реально ползала вышло.

Встречаю Вигго и режиссера на следующий день после пресс-конференции на балконе: «Привет!» Режиссер мне с ходу: «О, да, знаю-знаю, ты возненавидела этот фильм». Так у меня же весь английский – это что успела вспомнить, пока общалась с людьми; выезжаю на обаянии и жестах и все время улыбаюсь. В общем, говорю: ”Нет, ты не понял, я же ни испанский не знаю, ни английский толком, просто не поняла, что там говорят“. И они такие вдвоем: «Аааа, ну да, ну да». Теперь осталось познакомиться с Кевином Смитом и Джейсоном Мьюзом. Я обожаю их – «Догма», «Клерки»: «Смотри не отсоси кому-нибудь по дороге!» Это очень круто. Я считаю, что Кевин Смит гений. И еще у Тарантино сняться бы, но это уже из несбыточного».

Выдержав паузу, Саша задумывается, наклоняется к диктофону и скороговоркой произносит пару матерных слов и медицинский термин из тех, что используют наравне с матерными. И смеется.


Текст: Владимир Лященко
Фотограф: Дмитрий Герасимов