Like is in the air

Как наши люди знакомятся в цифровую эру.

Первый и главный миф о знакомствах в интернете – в том, что мы, в массе своей, этим не занимаемся. Mamba.Ru? «Одноклассники»?!? Помилуйте, мы же приличные люди!

В реальности, однако, мы все давно уже знакомимся исключительно в сети. Можно сколь угодно делать акцент на том, что, мол, встречаем-то мы людей в реальной жизни: на работе, в клубе, в гостях, теперь вот – на прогулке в Парке Горького, еще где-то. Но – даже если на мгновение представить, что никто из нас ни разу не добавлял в друзья незнакомую красивую девушку лишь за ее экзистенциальную сущность, – что мы делаем сразу после встречи в реальном мире? Обмениваемся контактами в социальных сетях, после чего общение сразу переходит во вторую фазу. Именно ее, строго говоря, и надо называть «знакомством», т.е. получением информации о личности другого человека.

Она происходит сугубо в виртуальном мире (дальше от нее зависит, будет или нет третья фаза, четвертая и далее, вплоть до «умерли в один день»).

Кнопка Like

Статусы, чек-ины, лайки (прежде всего на бренды и только потом на статусы третьих лиц), друзья (скажи мне кто твой друг и т. д.), ссылки на внешние ресурсы и фотографии – все это, особенно в совмещенном виде, в состоянии дать исчерпывающую характеристику человеку.

Если у конкретного человека каких-то из означенного контента нет, это характеризует его едва ли не больше, чем его наличие. Так, если у девушки нет ни одной фотографии ниже шеи, значит она считает себя толстой; если у нее не указан год рождения – для нее имеют значение поведенческие установки социума (мне уже тридцать, а я не замужем – «…ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»); если при этом у нее указан год окончания университета – она не слишком дальновидна;

если у нее часто попадаются кадры, где она за рулем, – она склонна позволять подругам себя использовать; если ее отмечают в заведениях все время, а сама она никогда – она общается с менее популярными, чем она сама, людьми; если у девушки где-то в фотоальбомах висит фотография бабушки в молодости, как две капли воды похожей на нее, значит она гордится своими корнями, что в наши дни большая редкость.

Аналогичным образом, если мужчина чекинится в фитнес-клубе, значит он ходит туда ровно раз в год и исключительно с целью пиара своего героического поступка; если у него стоят лайки одновременно и «Челси», и «Манчестер Сити», и «Анжи», значит он болеет не за клубы, а за успех;

если у мужчины картинка на профиль на фоне автомобиля – значит он высоко ценит материальные проявления уровня жизни; если при этом автомобиль этот Toyota, то – опаньки.

«…Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком…»

Не то чтобы подобный обмен информацией и культурными кодами с интересными представителями противоположного пола был изобретен вчера. Чтобы сделать его возможным, например, главный герой «Анны Карениной» Левин вел дневник. Дедушка прямо и говорит: писал дневник «в виду будущей невесты».

Можно вспомнить и седьмую главу «Онегина», в которой Татьяна получает доступ в кабинет Онегина и внимательно изучает его книги, а по сути – внутренний мир.

Современной Татьяне не надо даже из дома выходить, чтобы оказаться в кабинете Онегина, вся характеризующая его на этом уровне информация есть на его странице в Facebook.

Англичанин, изобретший почту, покончил с собой, когда понял, какие возможности его изобретение открывает перед молодыми незамужними девушками, которые теперь могут обмениваться письмами с ухажерами без ведома родителей. Звучит смешно, но вспомните, на какие ухищрения приходилось идти графу Альмавива с Фигаро, чтобы донести простое письмо до возлюбленной графа Розины мимо глаз опекуна Бартоло.

По счастью, наступление цифровой эпохи совпало с небывалым кризисом моногамии вообще и семьи в частности. Количество отношений, которые переживает средний человек за свою жизнь, растет в геометрической прогрессии, поэтому изобретатели Facebook-а и мобильной связи настолько далеки от самоубийств, насколько это только возможно.

При этом качество наших отношений, напротив, все ниже и ниже. Статистически подавляющее большинство их длится не дольше четверти часа. За это время мы успеваем увидеть привлекательную девушку, отмеченную на какой-то фотографии, полистать ее альбомы, понять, что она действительно хороша, увидеть ее лайки Стасу Михайлову с Лепсом, и с разбитым сердцем навсегда закрыть ее страницу.

Впрочем, случаются в цифровую эру и серьезные отношения. Это когда после вечеринки знакомая знакомых оставляет открытым свой плейлист из «В Контакте», ты изучаешь его и понимаешь, что как приличный человек просто обязан пригласить ее в кино.