Петер Вайбель о себе и своем искусстве

Разговор к персональной выставке австрийца в ММОМА


11 сентября в Московском музее современного искусства открылась выставка австрийского художника, пионера и популяризатора медиаискусства Петера Вайбеля. Творческое порфолио Вайбеля необъятно: на заре карьеры он был участником скандального движения венского акционизма, затем увлекся технологиями и медиа-платформами, а в последние десятилетия сосредоточился на исследовательской и теоретической деятельности. Куратор выставки technē_революция Иосиф Баштейн решил сфокусироваться на раннем этапе творчества своего друга и соратника — на четырех этажах здания ММОМА в Ермолаевском переулке покажут записи радикальных перформансов, медиаинсталляции и видеоработы 60-х и 70-х годов.

Накануне Петер Вайбель рассказал PORT о том, как тяжело быть умным, что не так с молодым поколением и что человечество ждет в будущем. 


О том, почему умным быть нелегко

«Я из детдома, на каждый праздник нам привозили груду подарков от добрых и богатых людей и первым делом разрешали выбрать себе что-то по вкусу отличникам — то есть мне. Сначала я брал классные штуки, но старшие ребята их всегда отбирали, поэтому я решил брать то, что точно не выберут другие. Все на меня тогда показывали пальцем и говорили: “Что за глупец, выбирает самые дурацкие штуки”. А я то знал, что это единственная возможность оставить себе хоть что-то. Собственно тогда я и понял, что лучше свой ум прятать, — это единственная возможность нормально существовать в социуме. В колледже я тесно общался с ребятами, увлекающимися математикой и физикой — нам пришлось сбиться в кучу, так как нас, умных, очень не любили не очень любили, но при этом все мы друг другу тоже особо не нравились. Кстати, особенно важно не умничать с политиками.

О непонимании современников

«Если бы я надумал писать автобиографию, то назвал бы ее “Ошибки”. Почти все, что я делал люди, к сожалению, в свое время не поняли. В начале 70-х о компьютерах — их тогда называли вычислительными машинами — никто ничего не знал, а я написал о них книгу «Theory of abstract automata», которую купили всего пять человек. Это моя ошибка : вместо того, чтобы сидеть и высчитывать формулы мне стоило бы возиться со схемами в гараже — мог бы стать Джобсом.  Это сейчас “Матрица” — классика, а Siri у каждого в телефоне, я же как-то неловко опередил время. Собственно поэтому я и не смог остаться художником в чистом виде, люди меня не понимали — мне пришлось писать статьи, объяснять свои идеи, из статей выросли книги, а потом, кто-то говорит: “Если ты так хорошо пишешь, может тебе и студентов поучить, а потом, может и куратором будешь?”. Так все эти ипостаси и навязались.

О молодом поколении

«Я очень сочувствую нынешней молодежи, у них есть большая проблема — самоидентификация, не знают куда себя деть, за что зацепиться. В 60-е и 70-е все было гораздо проще, центрообразующим фактором было сопротивление: ты мог быть против взглядов своих родителей, против фашизма, против войны во Вьетнаме. Оппозиционная деятельность сразу позволяла занять свое место в обществе. Сейчас такой трюк не пройдет.

О всеобщей капитализации

«Начинающим художникам я хочу посоветовать вооружиться чем-то еще помимо таланта — вы должны быть аналитиками, понимать что сейчас востребовано, что на вершине чартов.Например, я бы обратил внимание на видеоигры — эта индустрия развивается с космической скоростью. Да, это грустно, но просто художником сейчас быть невозможно, искусство в чистом виде больше не существует, все захватил капитализм. И это надолго. Я скорее поверю в конец вселенной, чем в то, что ситуация изменится».

О своей самой значимой работе

«Больше всего я ценю перформанс “Из досье собачности”(его можно будет увидеть на выставке в ММОМА, — прим. PORT), который мы делали с Вали Экспорт. Она меня тогда водила на поводке по улицам Вены. И это было чистое, радикальное, ничем не ограниченное искусство: полная анонимность — мы себя не называли, также не называли то, что мы делали искусством — как сейчас делают в любой галерее — объясняют, что вот это вот — искусство. Мы просто вышли на улицу и сделали это».

О том, зачем идти на выставку technē_революция

«Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему у вас именно два глаза? Или откуда у вас взялись легкие? Я стараюсь заставить людей посмотреть на привычные вещи с другой стороны, показать, откуда что взялось и как технологии изменили нашу жизнь»

О будущем человечества

« Мы наблюдаем, как рушится фундаментальная основа человеческого существования: семья. Сейчас уже не надо любить человека, чтобы заняться с ним сексом, а секс не нужен для того, чтобы завести детей — есть банки спермы. Грядут поколения, которые вырастут в условиях этой новой реальности. И это, конечно, страшит и завораживает одновременно».

 Выставка technē_революция продлится до 1 ноября.

Текст: Татьяна Столяр