Князь серебряный

Автомобили/ Величие богатства: почему мы все должны стремиться к Rolls-Royce.

  • Автомобили
    Михаил Кыштымов

    «Возьми самое лучшее и сделай его еще лучше» – девиз Rolls-Royce. Этот автомобиль стал не просто игрушкой для богачей, а вещью, которая показывала избранность владельца, его культурную ответственность и понимание труда и таланта, вложенных в создание машины.
    106_109_P10_Design_RollsRoyce.indd

    Corniche была разработана в 1971 г. Существовала в двух вариантах: купе и кабриолет.

    Три корпуса сборочного завода Rolls-Royce в Гудвуде находятся в замкнутой экосистеме прудов, рощиц и лугов на площади 30 акров. Пруды – часть системы охлаждения завода; их облюбовали птицы, они прячутся здесь от охотников. На крышах корпусов растет особая трава, которая выделяет больше, чем обычные растения, кислорода. Если смотреть с высоты, завод полностью сливается с пейзажем. Вид из панорамных окон стерильных цехов идиллический. Вместо столовой – ресторан с мишленовской звездой. Рабочий день короткий. Но и требования к способностям сотрудников – без скидок. Например, когда увидите Phantom, приглядитесь к борту: если там будут две идеально ровные полоски, знайте – их прорисовывали вручную в течение шести часов.

    [one_half first] В 1903 году блестящий инженер Фредерик Генри Ройс приобрел свой первый автомобиль французской марки Decauville. Оставшись в недоумении от качества изделия, он решил построить собственный. Машина оказалась настолько хороша, что удостоилась внимания Чарльза Стюарта Роллса, успешного автодилера. Этих мужчин объединял перфекционизм. 4 мая 1904 года джентльмены подписали соглашение о партнерстве, и на Парижском автосалоне в декабре того же года публике был представлен, как сообщала реклама, «первый простой тихий Rolls-Royce».
    Следом в 1906-м появился Silver Ghost, названный так за цвет и бесшумный мотор и определивший идеологию марки до наших дней. Именно с него пошли названия моделей, отсылающие к потустороннему миру: Ghost, Phantom, Spirit, Seraph, апеллирующие к плавному и могучему, как океанская волна, ходу. Двигатель работал настолько тихо, что в салоне было слышно тиканье часов.
    [/one_half][one_half] Большое влияние на компанию оказала поездка Роллса в США. Там Чарльз познакомился с братьями Райт и увлекся полетами, а вскоре – производством авиамоторов. Это очень помогло Rolls-Royce выжить во время Первой и Второй мировых войн, когда спрос на дорогие машины был близок к нулю. Но сам Роллс разбился на аэроплане в 1910 году при показательных выступлениях. Сегодня двигатели Rolls-Royce стоят практически на всех Airbus и многих Boeing, вертолетах, кораблях, локомотивах. Однако это уже отдельная компания, разведенная с автомобильным производством в 1971 году, когда Британское правительство взяло обанкротившийся Rolls-Royce под свое крыло.
    В 1911-м на капоте появилась фигурка – «Дух восторга». Ее создал Чарльз Сайкс, а моделью послужила мисс Элеанор Торнтон, секретарь барона Монтагю, который был близким другом Чарльза Роллса и к тому же автором первого учебника по вождению.[/one_half]
  • 106_109_P10_Design_RollsRoyce.indd

    Представительская модель Phantom V Saloon выпускалась с 1959 по 1968 год.

    Вот уже почти сто лет ее образ олицетворяет «разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли вульгарности, фривольности и ража».
    В 1913 году Николай II заказал специальный лимузин для торжеств по случаю 300-летия Дома Романовых, отделанный шелком и бархатом внутри, золотой инкрустацией снаружи. Впоследствии верховная власть новоиспеченной Страны Советов закупила аж четыре Rolls-Royce. Самый знаменитый из них – поставленный на гусеничный ход автомобиль Ленина – стоит в гараже музея-усадьбы «Ленинские горки». А в рижском Мотор-музее экспонируется не столь знаменитый, к тому же разбитый Silver Shadow 1965 года, принадлежавший Брежневу. В 1980-м водитель самосвала случайно выехал на перекрытое Ленинградское шоссе, а Леонид Ильич, ехавший за рулем Rolls-Royce, «проспал» момент.
    [one_third first] В 1931-м Rolls-Royce приобретает Bentley. В 30-х «Серебряная леди» преклонила колени на модели Rolls-Royce Phantom III, которая развивала скорость 160 км/ч. Классическая фигурка в рост мешала обзору водителя быстрого авто. А может быть, связано это было со смертью Ройса в 1933-м, как и смена цвета букв с красного на черный после кончины Роллса в 1910-м. Подобные изменения компанией никогда официально не комментировались.
    Начиная с 1949-го появляются новые романтические «серебряные» названия: Dawn, Cloud, Shadow.
    [/one_third][one_third two] В 1950-м исключительно для членов королевских семей и первых лиц государств начался выпуск Phantom IV. Его главная ценность заключалась в способности ехать долгое время со скоростью пешехода во время официальных церемоний и при этом не перегреваться. В гараже британской королевы пять Rolls-Royce, самому старшему из которых 59 лет.В 1975-м Rolls-Royce впервые выпускает автомобиль, несущий кузов которого был полностью сконструирован итальянцами из бюро Pininfarina – Rolls-Royce Camague.
    Впервые с V8, независимой подвеской и автоматической коробкой передач. [/one_third][one_third third]До этого у всех Rolls-Royce двигатель был о шести цилиндрах, что очень смущало американских покупателей.
    В начале 80-х Rolls-Royce приобретается военным синдикатом Vickers, а позже, в 90-х вовсю начинает сотрудничать с BMW, который поставляет на завод в Крю двигатели V12.

    В 1998 году Rolls-Royce снова выставили на продажу. Volkswagen в битве с BMW получил все автозаводы и марку Bentley. К ним перешли помещения и оборудование, инженерные кадры и техническая документация, патенты и ноу-хау, права на название Bentley и фирменную форму решетки радиатора Rolls-Royce.

  • 106_109_P10_Design_RollsRoyce.indd

    Одна из последних разработок компании – Wraith, что на шотландском означает «дух».

    Вот только название Rolls-Royce хитрым образом в сделку не входило. Суд присудил права на бренд BMW. Баварцы разработали новые семейства Phantom, Ghost, Coupe и Wraith с нуля. Безупречный британский стиль дополнился самыми высокими технологиями. Был заново разработан весь производственный процесс и построен новый сборочный завод в Гудвуде – тот самый, с прудами и зелеными крышами.
    До сих пор все Rolls-Royce производятся полностью вручную – на заводе всего два покрасочных робота, покрывающих кузова 12 слоями нитрокраски, поскольку синтетика не дает ощущения глубины цвета, при этом каждый из слоев полируется перед нанесением следующего. Покраска требует неделю и до 500 литров краски. До сих пор углы знаменитой решетки радиатора обязательно опиливаются в тисках напильником, затем паяются вручную.
    [one_half first] А вот фигурка на капоте не серебряная. Сначала она изготавливалась из сплава меди, цинка и никеля, а сегодня – из нержавеющей стали. Она полируется порошком из измельченных косточек черешни. Деревянные панели внутри – с зеркальным рисунком, то есть панель на правой двери ничем не отличается от левой.
    Rolls-Royce строят только на заказ. Комплектация может быть какой угодно: покраска золотом или в цвет вашей собаки; вместо раздельных кресел сзади – трон для борца сумо; винный погреб в багажнике; отделка бомбейским розовым деревом или австралийским орехом; инструментальные приборы из кабины Boeing. Кузова приходят из Германии, с заводов BMW, все компоненты изучаются и только потом идут на сборку по конкретной спецификации. Проверка качества собранного автомобиля длится четыре дня для Phantom и два для Ghost.
    Прошли те времена, когда на вопрос о мощности двигателя Rolls-Royce было принято отвечать «достаточная». Сегодня компания охотно делится цифрами, благо ей есть чем похвастаться. Более полутысячи.
    [/one_half][one_half] Главное слово для Rolls-Royce — effortless. Это касается всего: от быстрой езды по серпантину до маневров на парковке. Легко и непринужденно водить огромный автомобиль помогают современные технологии. Цифровой спидометр, дорожные знаки, указания навигатора и данные бортового компьютера проецируются на лобовое стекло в высоком разрешении, 8-ступенчатый «автомат» при выборе ступеней консультируется со спутником. На приборной панели – единственный в своем роде прибор, указывающий на остаток мощности двигателя при движении. Подвеска называется просто: Magic Сarpet, а «лежачего полицейского» она отмечает всего лишь легкими шлепками шин. За «каретной» дверью Rolls-Royce стоит целая технология. Электромеханическая блокировка не позволяет двери открыться на мало-мальски значимой скорости, равно как и не дает машине тронуться, если дверь не закрыта. В двери есть специальная ниша для зонтика, соединенная с воздуховодами климатической системы, чтобы сухой воздух мог высушить зонт. «Дух свободы» автоматически исчезает под капотом при ДТП.

  • 106_109_P10_Design_RollsRoyce.indd


    Silver Shadow – самая продаваемая модель за всю историю Rolls-Royce.

    Эта марка существует отдельно от прочих: можно сказать, что есть автомобили, а есть Rolls-Royce – продукт технического совершенства, непревзойденного качества и идеальной репутации. За всю историю было выпущено немногим более 20 моделей в количестве менее 200 000 штук, 65% которых до сих пор на ходу, и среди них немало тех, что были сделаны больше ста лет назад. Пессимисты видят в новых Rolls-Royce конец традиций, а оптимисты – возвращение к истокам. Многократное увеличение продаж за последние десять лет свидетельствует о том, что правы последние.Вообще чем больше изучаешь предмет, тем яснее становится, что Rolls-Royce – это меньше всего автомобиль. Это измерение, жанр, явление. Единственное, что можно сказать с уверенностью, – этот тот случай, когда марка существует исключительно благодаря репутации, но в то же время – только ради нее.