Непобедимая и легендарная

Автомобили/ 100-летие марки Maserati.

  • [one_third first][/one_third] [one_third]Текст Михаил Кыштымов
    Фотографии LAT Photographic / REX / Fotodom.ru, Steven Brandon, Dieter Roelandt
    [/one_third]

    Maserati Tipo 250F на гонках Ferrari M Гран-при Франции, 1931. Тим Биркин и Джорд Истон на Maserati 26M aserati Historic Challenge, 2007

    Что такое Maserati? Простая формула: спорт плюс комфорт. Это марка, на воображаемой «доске крутизны» идущая через запятую со своими итальянскими кузенами, в первую очередь Ferrari.

  • Это легенда, которая уже очень давно живет скорее историей, чем инновациями и новыми достижениями. Maserati сегодня – это седан Quattroporte, Ghibli и купе Grand Turismo. Скоро обещают кроссовер Levante – и тогда можно будет говорить о некотором идеологическом равнении на Porsche.

    Это компания, которая в очередной раз в своей истории оказалась в переломной точке. От того, как она ее преодолеет, зависит, будем ли мы говорить, что это легенда, имея в виду, что у нее все уже в прошлом. Или что это легенда, которая смотрит в будущее.

    Но как бы то ни было, этого у нее не отнять: Maserati – это легенда. И когда легенде исполняется век, самое время вспомнить, как она его прожила.

    В мире есть четыре автокомпании, которые обязаны своим рождением автогонкам: Ferrari, Lotus, McLaren и Maserati.

    Последняя – старейшая из всех. В декабре 1914 года один из шести братьев Maserati, Альфьери, основал компанию Officine Alfieri Maserati – «Выпуск автомобилей, двигателей и свечей зажигания». Символом компании стал трезубец скульптуры Нептуна с главной площади Болоньи. Остальные братья помогали ему – это была семейная команда инженеров, испытателей, художников, менеджера и гонщиков.

    В 1925 году братья производят двигатель, ставший базовым для одной из гоночных команд того времени, а в следующем 1926-м на гонках Targa Florio мир впервые видит автомобили с трезубцем на радиаторной решетке – Maserati Grand Prix 1500. Полтора литра, восемь цилиндров, компрессор, 130 лошадиных сил, за рулем сам Альфьери. А еще через год Эрнесто Мазерати становится чемпионом Италии на модели Tipo 26. О братьях начала говорить вся Европа. Maserati закладывает первый камень в основание легенды.

  • Гран-при Франции, 1931. Тим Биркин и Джорд Истон на Maserati 26M

  • Окрыленные успехом, Maserati решают сосредоточиться на конструировании исключительно спортивных автомобилей. Это были 20-е, мир был отчаянно влюблен в скорость. В 1929-м году Maserati Tipo V4 устанавливает рекорд скорости на дистанции 10 км, который продержался восемь лет, – 246 км/ч. Подвески, тормозов и шин в привычном нам понимании в то время не существовало.

    В 1938 году марку впервые купили. Orsi Group перенесли предприятие из Болоньи в Модену, но, как бывало в «старые благородные времена», заключили с братьями десятилетний контракт, оставив за ними функции ведущих конструкторов. Следующие два года Maserati выигрывала гонки Indianapolis 500 – и остается единственной итальянской маркой среди победителей.

    Во время войны соперничало с Porsche за постройку самого быстрого автомобиля для дуче. Проект не довели до конца; в 1947-м братья уходят из Orsi Group и основывают дома, в Болонье, OSCA (Officina Specializzata Costruzione Automobili Fratelli Maserati). Новый бизнес провалился; наверное, с этого момента можно считать, что Maserati больше не «семейная марка».

    Как ни странно, прощание с семьей стало и началом «золотого века» Maserati. Maserati оказался в новой роли: производитель быстрых, но не совсем гоночных автомобилей. Модели одна богаче другой, клиенты сплошь кинозвезды и правители мира. Именно в этот период Maserati становится роскошной, звездной и эксклюзивной.

    GT-A6 1500 стал первенцем серии «грантуризмо», причем на гонках блистала версия A6GCS, а в мир шейхов и банкиров поступила специальная версия с двухлитровым мотором – всего 16 штук. Именно эта модель задала вектор развития марки. Maserati стала известна спортивными, но комфортными автомобилями. Работы по переделке гоночных спорткаров проводились штучно, машины трансформировались именитыми ателье: Pininfarina, Frua, Ghia, Zagato, Bertone, и каждый автомобиль становился предметом искусства. Кузова авторской работы оснащались почти гоночным шасси, облегченным рядным 6-цилиндровым двухлитровым двигателем, имевшим вначале один распредвал и по одной свече на цилиндр, а чуть позже два распредвала и две свечи на цилиндр.

  • Рабочий сборочного цеха, 1956

    Рабочий сборочного цеха, 1956

  • 1954-й год стал триумфальным для мотористов и инженеров компании. Maserati 250F, разработанный инженером Джоаккино Коломбо, стал победителем Formula 1 в Аргентине. Коломбо переманили из Alfa Romeo, которая в те годы была сильнейшим соперником «трезубцев». Мосс, Хоторн и Фанджио не раз приводили 250F на подиум и в 1957 году Фанджио становится чемпионом мира, а Maserati на пике триумфа уходит из автоспорта.

    Наследница 250F 3500GT стала первой моделью Maserati, достигшей планки 1000 автомобилей. А вишенкой на торте стали 242 машины серии Spyder Vignale, самой красивой Maserati за всю историю.

    60-е оказались очень плодотворными для Maserati – богатыми на модели и события в жизни марки. На смену серии 3500 сделали Mistral – последний автомобиль марки с рядным 6-цилиндровым двигателем. Он положил начало традиции называть модели по имени ветров (мистраль дует над французским Камаргом). «Моделька» этой машины даже производилась в масштабе 1:43 в СССР (у нее открывались капот и двери).

    А в 63-м появилась Quattroporte – гордость и кормилица компании, единственная модель, которая в шестом поколении дожила до наших дней (и, добавим, только в Италии автомобиль могут назвать «четырехдверный», и это будет звучать как музыка). В то время показатели этого седана были умопомрачительными: 260 л.с. и 200 км/ч максималки при всех достоинствах люкс-седана (кондиционер, стеклоподъемники, удобные кресла и настоящее дерево). В Англии Quattroporte стоил дороже Rolls Royce. Одну такую итальянские коммунисты подарили Брежневу.

    В 66-м на свет появилось Ghibli (ураганный ветер в Южной Америке) – футуристичное клиновидное купе от Джорджетто Джуджаро. Эта машина казалась космическим кораблем и произвела сенсацию.

  • Ручная сборка Maserati Tipo 26C

    Ручная сборка Maserati Tipo 26C

  • В 1968 году Citroen выкупает контрольный пакет акций у ORSI Group за 1 млрд лир. Французам хотелось приобщиться к двигателям итальянцев. Взамен делились гидропневматической подвеской. Итальянцы создали для Citroen мотор V6, которые те поставили на свой культовый SM. На радостях французы решили запороть уже готовый к производству Quattroporte II и сделать новый на базе своего SM. 210 л.с. – это много для Citroen, нo никак не для флагманского Maserati нового поколения. Вдобавок дизайн автомобиля вышел очень уж утилитарным. Было выпущено всего несколько автомобилей, потрясающе уродливых и неказистых. Сегодня они – огромная коллекционная ценность.

    В начале 70-х на рынок вышла среднемоторная Bora, получившая имя ветра, свирепствующего у Далматинских островов. Она была ответом прорыву Lamborgini Miura, но, как водится у Maserati, предлагала высокий комфорт. Оставаясь мощным спортивным автомобилем, подходила для дальних и каждодневных поездок. Была легкой и очень дорогой.

    А последней моделью, выпущенной благодаря альянсу с французами, стала Khasmin, сменившая на конвейере Ghibli и получившая имя в честь египетского сезонного ветра. В оснащении присутствовала гидравлическая система, которая регулировала клиренс, тормозила, поднимала фары, стекла и сиденье водителя по высоте. До 1982 года был построен 421 экземпляр. Она стала последней «великой» Maserati.

    В 1973 году мир потряс топливный кризис, спровоцированный четвертой Арабо-израильской войной. Огромные очереди к заправкам сокрушительно ударили по автоиндустрии. Выиграли только экономичные японцы. Maserati сорвался в пике по продажам, и в 1975 году Citroen, спасаясь, продал марку аргентинской компании De Tomaso Modena. Причем не напрямую, а через итальянское правительство.

    Новый владелец Алехандро Де Томазо преобразил компанию и модельный ряд фирмы. Начинается эпоха стероидных квадратных Maserati 80-х. Очень похожие, несколько безликие купе Kyalami, Biturbo, Shamal, Karif и грузный Quattroporte III, определивший лицо этой «семьи».

  • Maserati Mistral Coupe Frua 1964 года, вид сбоку

  • Но надо отдать должное Biturbo: эта доступная серия разошлась огромным тиражом (около 40 000) и обеспечивала компанию до 1994 года. Впервые клиенты стояли в очереди. За полтора десятка лет на основе Biturbo разработали не менее 25 моделей. Но у популярности есть и обратная сторона. При таких тиражах качество сборки и обслуживания сильно упали. В результате Biturbo не раз заслуживала титул худшего автомобиля в именитых автоизданиях.

    В 1993–95 годах Fiat выкупает 90% акций Maserati. И в 1996-м появляется минималистичный клинообразный Quattroporte IV работы Марчелло Гандини, сотворившего в свое время Lamborgini Countach и Miura, а также Lancia Stratos. Этот автомобиль вернул блеск былой спортивной изысканности, которым славилась марка.

    В 1997 году управление компанией переходит к Ferrari. Лука Ди Монтеземоло, президент конюшни из Маранелло, распределил обязанности двух эксклюзивных автопроизводителей: «Ferrari – это воплощение исключительных показателей и великолепной управляемости. Это машины для водителей. Maserati же должны быть шикарными и агрессивными, классическими автомобилями класса гран туризмо.

    Чтобы полностью изменить философию производства, пришлось приостановить выпуск и на год закрыть исторический завод в Модене. Ferrari потратили на эту паузу почти 12 млн долларов.

    А открывшись, завод выкатил на подиум 3200GT с битурбированным 370-литровым мотором и кузовом, разработанным ItalDesign. Это было начало новой главы в истории Maserati. Это классика марки: переднее расположение двигателя, спорт и шик. И качество на невиданной ранее высоте. Чтобы подчеркнуть проделанную работу, к Quattroporte добавили приставку Evoluzione, обозначив 400 изменений в конструкции, внешности и салоне.

    На франкфуртском автосалоне 2003 года была представлена Maserati Quattroporte V. Новый седан на базе Ferrari 456 продавался рекордными темпами, хотя был плохо сбалансирован и непрактичен – инженеры просто не учли то, что эта машина на каждый день, а не на вечер субботы, как ее родственница. Например, как бы вы не ездили, сцепление ценой почти 10 000 долларов надо менять каждые 10–15 000 км.

  • Maserati 150 GT Spyder, 1957 года

  • Но в 2005-м Maserati продали рекордные 5659 автомобилей по всему миру. И в этом же 2005-м многострадальная Maserati вновь сменила владельца. На этот раз она досталась в управление Alfa Romeo, которая также входит в состав FIAT Group. Под управлением этой компании дела пошли успешнее – впервые за много лет Maserati стала приносить прибыль. Компания успешно вернулась в гонки на «переодетой» Ferrari Enzo – Maserati MC12 – и даже что-то выиграла, хотя, конечно, о былой славе речь не шла.

    В 2013-м, ровно через 50 лет после начала производства, Maserati запускают шестую генерацию Quattroporte, в нынешнем, юбилейном году вышел Ghibli – маленький четырехдверник. Компания только что открыла производство на новом заводе в Грульяско, раньше принадлежавшем Bertone. Говорят, в мастерских готовят выпуск красотки Alfieri.

    Но, с сожалением нужно сказать, свершения и начинания текущего момента не должны затмевать того факта, что Maserati сейчас оказалась в неком идеологическом кризисе. Дело в том, что на нынешнем рынке, живущем по законам большого маркетинга, Maserati – это прихоть. Пока Maserati обсуждают за анти-пасти новый концепт, их более дисциплинированные конкуренты выпускают реплики будущего итальянского флагмана по цене в три раза ниже оригинала (этот я об Infinity).

    Мир уже не тот, каким был во времена устоявшихся правил и понятных идеологий. Сегодня важна не красота и не технологии сами по себе; сегодня все упирается в соотношение престиж / цена. Первым это понял Jaguar, похоронивший свой консерватизм и переключившийся на конкуренцию с азиатскими тиграми. Славное прошлое уже не позволяет конкурировать на равных. Это лишь маркетинговая приправа, элемент презентации для покупателя. И Maserati в очередной раз нужно доказывать свою состоятельность и право на жизнь.

    Но есть одна вещь, которая придает смысл существованию марки Maserati. Когда-то образцовое предприятие эпохи настоящих героев, история, полная драматизма и больших свершений, королева жанра гран туризмо, символ роскоши в ее тонком сибаритском понимании – Maserati воплощает то, за что всегда любили итальянский автопром: чувственность, эмоции, воплощенные в конструкции и дизайне. Смысл этих машин в том, что они красивые. Так было, и пусть так будет. C днем рождения, Bella, долгих годов жизни.

  • Maserati Bora, 1973

  • Maserati 150 GT Spyder Vignale A6GCS, 1957

    Maserati 150 GT Spyder Vignale A6GCS, 1957

  • Современный сборочный процесс

     

  • Maserati Granturismo S, 2008