№2. Портной из Рима

Главный портной Brioni Дамьяно Лабричоза работает в компании уже третье десятилетие. В главном оплоте классического итальянского ­портняжного искусства, его задача – блюсти традиции, не отставая от времени.

Дамьяно Лабричоза, Brioni (иллюстрация Александра Федорина)

Пошив одежды никогда не был моим семейным ремеслом, но уже в очень раннем возрасте я всерьез им увлекся: профессиональную карьеру начал очень молодым. Лет в пятнадцать, на самом пороге сознательного возраста, стало понятно, что я хочу заниматься именно этим, а в семнадцать я уже начал учиться в частной школе портных. Настрой был самый серьезный, поскольку одновременно с этими занятиями я начал посещать курсы портных, которые входят в систему подготовки кадров Brioni.

Это было не самым простым испытанием, поскольку в день на работу в мастерской уходило примерно восемь часов. Но всегда, когда хочешь чему-то научиться, работаешь больше и усерднее, поэтому я пошел еще дальше: купил машинку домой и приходя после учебы продолжал работать дома, поскольку хотел уделять работе максимум возможного времени.

Базовый курс портновского мастерства в школе Brioni занимает четыре года. После этого человек все равно продолжает посещать эти курсы, хотя уже официально работает в компании. Получается, к моей нынешней должности меня готовили с самого начала.

Начав работать в компании в возрасте двадцати лет, я прошел в ней все ступени профессионального мастерства. Сначала занимался глажкой и отпариванием, потом перешел на различные фазы изготовления костюмов вручную, потом стал старшим раскройщиком. Впоследствии я перешел в офис конструкторов и работал там уже как конструктор одежды. Затем я уезжал на какое-то время в Испанию, но потом вернулся в Италию и уже работал на итальянской фабрике, где по сей день занимаюсь контролем качества заказов Su Misura – «по мерке». Это самые дорогие индивидуальные заказы, которые, конечно же, нуждаются в самом тщательном контроле над уровнем исполняемой работы.

В изготовлении одного костюма участвуют от 25 до 30 человек, каждый из которых отвечает за отдельную деталь костюма: ручная строчка на лацкане, изготовление петель, карманы, вшитые вручную и т.д. Чем больше особенностей и элементов, тем длиннее срок работы над каждым конкретным заказом. В среднем изготовление одного костюма занимает пять недель. Восемьдесят процентов работы делается вручную (петли, внутренняя часть пиджака и т.д.)

Девять лет назад я начал работать за границей, и даже сегодня в каких-то особенных случаях я езжу по миру, чтобы лично снимать мерки с клиентов для исполнения ключевых частных заказов. Дело в том, что обычно клиент, который приходит за частным пошивом, уже знает, что именно он хочет. Чтобы правильно понять, что он хочет, надо выяснить, как и куда он планирует надевать костюм. Тут три варианта: костюм для бизнеса, вечерний костюм или костюм для свободного времени, более известный как casual.